Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»

«Коронакризис» и бизнес: руководитель развлекательного центра о заходе федерального кинотеатра, поддержке арендаторов и второй волне

Развлекательные форматы пока под запретом, но работают офисы, рестораны, супермаркет и галерея «БИЗON», а в августе планирует свое открытие «Алмаз Синема». О двукратном падении выручки, задержанных платежах арендаторов и о том, как по-разному кризис отражается на разных игроках, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала директор управляющей компании КРЦ «Родина» Эльвира Сайманова.

Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»

ГЕРОЙ

КРЦ «Родина» функционирует в Казани с 2006 года, располагается в самом сердце города, в зоне деловой активности и культурного отдыха горожан и гостей столицы, на пешеходной улице Баумана. В 2019-м собственниками комплекса было принято решение о смене управляющей компании, что обернулось изменением концепции комплекса. Руководить им стала Эльвира Сайманова.

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • За три месяца — март, апрель, май — общее падение выручки составило порядка 55–60%. Это на самом деле очень много.
  • Была проведена колоссальная работа по оптимизации всех существующих издержек, и удалось более-менее пережить карантин. Многие обслуживающие компании работают давно, с ними сложились хорошие партнерские отношения, поэтому со всеми получилось договориться о существенной скидке.
  • У нас авансовая система оплаты коммунальных услуг. Их поставщики пошли навстречу, и в итоге мы платили по факту потребления.
  • Всем арендаторам мы шли навстречу — у большинства досуговых зон скидка от 50% до 100%.
  • Что касается офисов — несмотря на то что компании не состоят в списках пострадавших, все равно большинство запросило скидки. Пришлось согласовывать, находить общий язык. Процесс был непростым, но в конце концов удалось договориться об условиях, которые устраивают обе стороны.
  • Было принято решение о сохранении зарплаты сотрудникам управляющей компании, потому что все очень активно трудились удаленно. Провели колоссальную работу по переговорам — встречались онлайн, организовывали совещания в Zoom. У нас не так много сотрудников, мы не раздуваем штат, многие функции находятся на аутсорсинге.
  • Вопроса о выживании не стоит. Но разрыв все равно идет — издержки остаются практически прежними, а выручка очень сильно упала. И никому не известно, как все это будет восстанавливаться. Неясно, как станет вести себя дальше рынок, бизнес и в целом индустрия девелопмента.
  • Я согласна с тем, что этот кризис сложнее предыдущих. В первую очередь, конечно, психологически. Больше всего пугала неизвестность. И до сих пор четкого понимания, что будет дальше, нет.
Читайте еще :  Нижегородская область инициирует на федеральном уровне предоставление льгот гостиницам

Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»

            ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • КРЦ «Родина» — это центр досуга и бизнеса. Соответственно, у нас все площади делятся на развлекательные и офисные. Офисные площади перестали работать в тот момент, когда вышло постановление о том, что все должны сохранять режим самоизоляции. Когда разрешили работать юрлицам, открылся бизнес-центр с соблюдением всех необходимых мер по предотвращению распространения коронавируса. Плюс на протяжении всего этого времени работал супермаркет «Верный».
  • У нас есть картинная галерея «БИЗON», рестораны, кинотеатр и развлекательные форматы — все они были закрыты до 15 июля. Развлекательные форматы и кинотеатр не работают до сих пор, открылись рестораны и картинная галерея. Мы стараемся отслеживать соблюдение всех рекомендаций от Роспотребнадзора нашими арендаторами.
  • В КРЦ «Родина» располагается стендап-клуб, плюс у нас скоро открывается еще один формат — антикафе. Наши предприниматели звонили в Роспотребнадзор, задавали вопросы по поводу открытия. И там дали понять: все, что связано с развлекательной программой, пока под запретом.
  • Сокращений сотрудников у нас не произошло и не планируется.
  • До сих пор сохраняется дебиторская задолженность, которая образовалась за счет потребления коммунальных услуг до карантина, не говоря о текущем потреблении. То есть сейчас мы, по сути, бесплатно кредитуем наших арендаторов. Согласовываем гарантийные письма о выплате задолженностей в долгосрочной перспективе. Другого выхода мы не видим.
  • На самом деле получается интересно — многие разорились, многим сложно, а у некоторых, видимо, наоборот, дела пошли хорошо. Потому что есть заявки от арендаторов. Допустим, в нашем комплексе расположен ресторан, который не пережил карантин. Он расторг договор аренды, и на его место сразу заехало другое заведение. Мы считаем, что это очень хорошая ротация — с учетом того, какая сейчас обстановка. Однако подобное не тренд, а скорее единичный случай.
  • Если наступит вторая волна, то, скорее всего, ситуация станет разворачиваться по тому же сценарию. Но мы, по крайней мере, будем знать, что «вот данная мера работает». Но при всем при этом, если ситуация повторится, станет крайне сложно сохранить бизнес в нормальном состоянии.
Читайте еще :  «Придется каждое движение с Москвой согласовывать»: пороховой уходит под «Ростех»

Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»

ЧТО БУДЕТ С КИНОТЕАТРОМ?

  • Объясню, как это все работает. У нас есть УК — она управляет всеми площадями нашего центра. Кроме того, она руководила кинотеатром: это не наш профильный бизнес, он был в нагрузку. Поэтому приняли решение сдать данные площади в аренду. Нами интересовались федеральные сети, мы еще до карантина начали вести с ними переговоры, и вот в карантин удалось подписать договор аренды с «Алмаз Синема». Теперь кинотеатром будут управлять уже они.
  • Открытие запланировано на август, и «Алмаз Синема» очень тщательно подошел к своему заезду в наше здание. В планах — обновить зону бара, касс, пространство холла и кинозалы. Но все зависит от того, когда выйдет постановление о том, что кинотеатры могут работать. Пока официального постановления нет, но мы надеемся, что «Алмаз Синема» сможет реализовать свои планы в те сроки, о которых мы договорились.
Читайте еще :  Оставшиеся восемь московских б/у трамваев доставят в Нижний Новгород в августе

Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Я думаю, что ситуация с вирусом COVID-19 сложная, непонятная. Правительства РФ и РТ делают максимально, чтобы сохранить жизнеспособность компаний, — настолько, насколько могут.
  • У нас очень большая статья расходов — это имущественный налог. На встрече в ТПП РТ было озвучено, что разрабатывается проект о рассрочке платежа по имущественному налогу за второй квартал 2020 года. Но у торговых центров для этого должен быть определенный ОКВЭД, и здесь возникает проблема — у многих данный ОКВЭД не совпадает. И это, конечно, будет обидно: вроде как есть возможность получить отсрочку, а по факту подобным воспользоваться не получится. Со стороны правительства была инициатива сформировать предложения по поддержке: я знаю, что гильдия управляющих и девелоперов в РТ во главе с Еленой Стрюковой продолжает вести переговоры, поэтому надеемся, что этот вопрос будет решен.

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Не опускать руки, продолжать работать, перестраивать свою бизнес-модель, исходя из существующих реалий. Любой кризис открывает совершенно новые неожиданные возможности, постарайтесь их использовать.

Добавить комментарий
Эльвира Сайманова, КРЦ «Родина»: «Арендаторы просят о рассрочке, пишут гарантийные письма»
Adblock
detector