Что такое маржа и для чего ее рассчитывать

Каждый предприниматель должен уделять внимание повышению собственной финансовой грамотности, проводить анализ технико-экономических показателей своей деятельности использовать современные подходы. Например, получив доход, превышающий аналогичный показатель прошлого периода, не стоит сразу радоваться. Получить объективную картину вы сможете только после расчета маржи и маржинальности. Рассмотрим, что собой представляют эти термины, зачем их использовать в экономическом анализе.

Что такое маржа и для чего ее рассчитывать

Многие предприниматели интересуются, что такое маржа, какое отношение она имеет к получаемым ими доходам. Под этим термином подразумевают маржинальный доход. Для ее расчета из полученной предприятием прибыли вычитают понесенные переменные расходы. Например, продав товар на 3000 рублей, вы получаете выручку, равную 3000 руб. Чтобы вычислить маржу из нее нужно вычесть переменные расходы. К ним относятся: себестоимость, включающая цену по закупке, стоимость упаковки, транспортировку и другие. Аренду помещения и оплату труда персонала к переменным издержкам не относят, поскольку они не оказывают на объем выручки влияния напрямую.

Пример расчета. Выручка компании в январе составила 90 000 руб. При этом переменные расходы 54000 руб. Маржа равна 36000 руб.

В феврале выручка выросла до 140 000 руб., что кажется положительной тенденцией, но переменные расходы также увеличились и составили 90 000 рублей. Маржа равна 50 000, что выше январского показателя. На первый взгляд, компания развивается, однако для получения объективной картины нужно рассчитать не маржу, а маржинальность. Под этим термином подразумевается отношение маржи к выручке. Она показывает эффективность работы, то, каков процент маржи к выручке в каждом рубле. Следовательно, все расчеты выполняются в процентах.

работа с самозанятымиПродолжим рассмотрение приведенного выше примера, вычислим маржинальность:

Январь: 36/90 х 100% = 40%.

Февраль: 50/140 х 100% = 35%.

Как видим, маржа в феврале больше, но расчет маржинальности показывает, что организация работала более продуктивно в январе.

В отдельных случаях маржинальность имеет отрицательное значение. Например ИП занимается пошивом одежды. Получив заказ на 7000 руб., предприниматель закупил ткани ниток на 5000 рублей. Однако при проведении замеров произошла ошибка, из-за которой часть изделия оказалась испорченной. ИП пришлось повторно покупать ткань на 3000 руб.

Выполним расчет:

Маржа: 7000-5000-3000 = -1 тысяча рублей.

Маржинальность: -1000/7000 х 100; = 14,3%.

Проведение подобных расчетов поможет вам держать руку на пульсе и иметь объективную картину положения дел на предприятии, своевременно принимать решения к улучшению показателей.

Оцените статью
BlogoPolza: полезные новости каждый час
Добавить комментарии
Что такое маржа и для чего ее рассчитывать
УЕФА определится с возобновлением еврокубков к середине мая